פורום המרצות והמרצים למשפטים למען הדמוקרטיה
منتدى محاضري القانون من أجل الديمقراطية
The Israeli Law Professors’ Forum for Democracy
פורום המרצות והמרצים למשפטים למען הדמוקרטיה
منتدى محاضري القانون من أجل الديمقراطية
The Israeli Law Professors’ Forum for Democracy
פורום המרצות והמרצים למשפטים למען הדמוקרטיה
منتدى محاضري القانون من أجل الديمقراطية
The Israeli Law Professors’ Forum for Democracy
#01-R
Позиция в отношении правовой революции, проводимой 37-м правительством Израиля
В настоящее время правительство Израиля продвигает ряд конституционных и законодательных изменений, которые могут иметь далеко идущие последствия, угрожающие демократическому строю Израиля.
В центре изменений стоит ряд законодательных поправок, в том числе к Основным законам, включающих в себя:
1. Изменение состава комиссии по назначению судей, предоставляющее правительственной коалиции Кнессета абсолютный контроль при назначении судей во все судебные инстанции. Это подрывает независимость судебной власти, наносит ущерб профессионализму судей и ведет к политизации судебной системы.
2. Подавление эффективного юридического контроля над законодательной деятельностью Кнессета. В соответствии с предложенной реформой, Верховный суд будет способен отменить антиконституционный закон лишь единогласным решением всех 15 судей, а Кнессет сможет «преодолеть» эту отмену обычным коалиционным большинством. Кроме того, будет полностью исключен судебный контроль над Основными законами, каким бы ни было их содержание.
3. Ослабление судебного контроля над решениями правительства и отдельных министров. Согласно предложенной реформе, судебному пересмотру не смогут подвергаться даже абсолютно юридически несостоятельные решения правительства, отдельных министров или других должностных лиц. Такое изменение может привести к произволу и злоупотреблению властью со стороны правительственного аппарата.
4. Значительное сокращение полномочий юрисконсультов при правительстве, являющихся частью механизма ограничения власти. Согласно предложенной реформе, юрисконсульты правительства и министерств будут лишены статуса инстанции, дающей официальную трактовку законов. Их заключения потеряют вес и станут необязательными для выполнения, что откроет широкие возможности для получения частных юридических консультаций и частного представительства в суде.
Правительство также заявляет, что в будущем процедура назначения юрисконсультов будет настолько изменена, что фактически превратит их из профессионалов в «доверенных лиц». Эти изменения нанесут ущерб юридическому контролю за деятельностью государственных органов и проложат дорогу коррупции в правительстве.
● Наряду с ослаблением правового контроля за действиями правительства, внешнего: (со стороны судов) и внутреннего (со стороны юрисконсультов), – новое правительство инициирует дополнительные процессы, которые приведут к чрезмерной и бесконтрольной концентрации силы в руках исполнительной власти, в частности усиление политического влияния в структурах полиции и армии, закрытие Общественной телерадиовещательной корпорации («КАН»), сокращение деятельности общественных организаций.
● Каждое из этих изменений нацелено на то, чтобы дать больше власти коалиционному большинству. Форум считает вполне оправданным продвижение взвешенных реформ юридической системы, но планируемые изменения никак нельзя назвать взвешенными. В совокупности же эти изменения приведут к концентрации почти неограниченной власти в руках коалиционного большинства в Кнессете, что станет тяжелым ударом по базовым принципам демократии – разделению ветвей власти, власти закона и защите прав человека.
● Предлагаемые изменения в законодательстве в совокупности приведут к фундаментальной трансформации израильского государственного строя. Изменения такого рода имеют долгосрочное влияние, поэтому они должны приниматься лишь при условии широкого согласия и в рамках надлежащей процедуры, включающей основательное обсуждение при участии соответствующих политических и профессиональных институтов. Процедуры, проводимые коалицией, ни в коей мере не отвечают этим условиям. Законодательные поправки продвигаются в рамках беспрецедентно ускоренных и неполных процедур, в обход принятых законодательных путей, без юридических консультаций, без предоставления возможности экспертам изложить свою позицию, а также с препятствованием углубленному общественному обсуждению.
● Мы хотим отдельно подчеркнуть несостоятельность аргумента, что якобы в других демократических странах существуют законы, похожие на предлагаемые изменения в израильском законодательстве. Хотя в некоторых демократиях существуют аналоги тем или иным из продвигаемых поправок, но совокупности всех этих пунктов нет ни в одной демократии в мире. Кроме того, в большинстве демократических государств существуют дополнительные механизмы, ограничивающие исполнительную власть, например: всеобъемлющая и незыблемая конституция, двухпалатная структура законодательных органов, система президентского правления, федеративное государственное устройство, региональные выборы или правомочные международные суды, которые защищают права человека. В Израиле нет подобных сдержек и противовесов. Избирательное применение мер, укрепляющих власть правительства в других странах, но без существующих в них уравновешивающих механизмов – создаст правовую структуру, которой нет ни в одной демократической стране, и поставит Государство Израиль в один ряд со странами, которые в последние годы переживают существенный откат от демократии.
Форум преподавательниц и преподавателей права призывает правительство, Кнессет и каждого, у кого есть возможность влияния, выступить против намерения осуществить смену режима в Израиле, которая даст правительству почти неограниченную власть и нанесет ущерб гражданской и нравственной устойчивости страны и ее международному положению.
עמדת בכירי משפט ציבורי שוויצרי על אודות ההשוואה בין שוויץ להפיכה המקודמת בישראל
במסגרת העשייה של תומכי ההפיכה המשטרית, השוו כמה מהתומכים בין משפט השוויצרי לבין ההסדר המקודם על-ידם – בנוגע לביקורת שיפוטית על חוקים ובנוגע להליך מינוי השופטים לבית-המשפט העליון – באופן שגוי ומטעה. בתגובה לטענות אלה נכתב נייר עמדה קצר זה על ידי שתי מומחיות מובילות למשפט ציבורי-שוויצרי – נשיאת אוניברסיטת פריבורג (בשוויץ), פרופ' Astrid Epiney (מומחית למשפט ציבורי-שוויצרי, למשפט אירופי, ולמשפט הבינלאומי), ו-פרופ' Eva Maria Belser, מאוניברסיטת פריבורג (מומחית למשפט ציבורי-שוויצרי). בנייר העמדה מסבירות המומחיות השוויצריות את שיטת המשפט השוויצרית ככל שהדבר נוגע לשתי הסוגיות האמורות (ביקורת שיפוטית על חוקים והליך מינוי השופטים לבית-המשפט העליון), ומגיעות למסקנה כי ההשוואות לשוויץ שנעשות על-ידי תומכי "הרפורמה", "מובאות ללא הצגת ההקשר הנחוץ של המשטר המשפטי והחוקתי השוויצרי כמכלול, ושל הפרקטיקה שלו״. כאשר הקשר זה נלקח בחשבון, קובעות המומחיות, ההשוואות בין מרכיבי המשטר השוויצרי לבין הרפורמה המתוכננת בישראל ״מאבדות את כוח השכנוע שלהן״.
תגובת הפורום להדלפת טיוטת פסק הדין בעניין "חוק הסבירות"
הדלפת טיוטת עמדות השופטים נועדה לפגוע בבית המשפט העליון ובעצמאות השיפוטית. ההדלפה נועדה לשם הפעלת לחץ על השופטים לקבע את עמדתם במקרה של התלבטות, או לשנות את עמדתם. כל זאת בניגוד לחובתם לפסוק אך ורק ולפי הדין. זהו מהלך שנועד להלך אימים על השופטים ולפגוע בעצמאות השיפוטית. אין מקום גם למניפולציות שנועדו לעכב את השלמת פסק הדין בהרכב שדן בעתירות.
הדרך למנוע מחלוקת ציבורית אינה הימנעות מהכרעה שיפוטית אלא חקיקה של הכנסת לביטול או להשעיית תוקף החוק. החוק, שנחקק ברוב קואליציוני דחוק, ללא תמיכה ציבורית וללא הצדקה עניינית, פוגע בדמוקרטיה ובהפרדת הרשויות, ועל הכנסת מוטלת החובה הציבורית לבטלו. אם אינה עושה כן, על בית המשפט להכריע ללא שיהוי וללא מורא בסוגית תוקפו של החוק.